Статьи
« НазадГде открыть свой бизнес: выбираем между центром и окраинами 21.12.2019 09:40Novostroy.ru: Что, на Ваш взгляд, спровоцировало массовый «переезд» стрит-ритейла в спальные районы? Денис Бобков, генеральный директор аналитической и консалтинговой компании «Недвижимость-Профи»: Речь идёт не столько о переезде (в центре вакантность площадей в районе Тверской улицы и на пешеходных улицах выросла примерно до 3-3,5%, а на Садовом кольце – напротив, арендаторов стало больше), сколько о заполнении пустовавших ниш в спальных районах и образовании новых мест рядом с открывающимися станциями метро, ТПУ и т. д. Поскольку население Москвы постоянно растёт, и в основном не за счёт жителей центра города (более 80% населения Москвы проживает в зоне между ТТК и МКАД), то логично, что всё время есть локации, слабо охваченные торговлей, куда и выходят операторы стрит-ритейла. Кроме того, нужно учитывать масштабы строительства жилья, особенно в Новой Москве, где практически все первые этажи отдаются под заполнение коммерцией. С другой стороны, в центре (на Никольской, Патриарших Прудах и в Камергерском переулке) ставки не изменились за год – а это означает, что арендаторы не почувствовали падения спроса со стороны покупателей, а значит и не видят причин для понижения ставки или смены локации. Novostroy.ru: Актуальна ли данная тенденция только для столицы или в регионах наблюдается похожая картина? Д.Б.: В Санкт-Петербурге даже более позитивная картина. Объёмы нового строительства здесь даже больше, чем в Москве (в 2018 году в столице было сдано 3,5 млн кв.м, а в Северной Пальмире – 3,95 млн кв.м), новые станции метро также строятся и открываются. И это положительно сказывается на развитии стрит-ритейла. К примеру, на проспекте Славы и в районе Оптиков/Туристкой ставки за прошлый год выросли более чем на 15%. В других городах тренды развития стрит-ритейла зависят от объёмов нового жилищного строительства и развития скоростного общественного транспорта. Однако очевидно, что столичные тенденции дойдут до остальных регионов значительно позже и будут не так явно выражены. Novostroy.ru: На что сегодня ориентируются арендаторы при выборе локации? Назовите ключевые критерии. Д.Б.: Для стрит-ритейла, перефразируя известную пословицу, самое главное – это трафик, трафик и ещё раз трафик. Чем больше людей рядом, проходящих или проезжающих, или живущих – тем лучше. Если говорить о Подмосковье, то наиболее удачные места располагаются у железнодорожных станций (особенно в составе Московских центральных диаметров), автостанций, в центрах городов, вдоль дорог с оживлённым движением. Если речь о Москве, то самые удачные – это локации у станций метро, вдоль улиц-магистралей с оживлённым движением, и в центре. Учитывая сегодняшнюю тенденцию к сокращению вакантных площадей практически по всей Москве, можно прогнозировать сохранение и даже рост ставок аренды коммерческой недвижимости в зависимости от направления. Novostroy.ru: Есть ли сегменты торговли, для которых такой «переезд» губителен? Есть ли те, которые будут одинаково успешно работать и в центре, и на окраинах? Проводимая властями Москвы политика по созданию пешеходных улиц привела к существенным изменениям состава арендаторов на них. Если раньше они были вотчиной бутиков одежды, обуви и аксессуаров, то сейчас основными арендаторами становятся различные кафе, рестораны и другие форматы общепита. Это, в целом, объяснимо – люди приходят на пешеходные улицы погулять, и, соответственно, провести время в каком-либо заведении. При этом общепит, а также магазины продуктов, банки и объекты услуг продолжат развиваться и в других локациях – в том числе и спальных районах, поскольку там уже стартовала программа благоустройства «Мой район», которая также благоприятно скажется на появлении новых площадей формата street-retail. А вот формат магазинов одежды, обуви и аксессуаров с вытеснением из центра города, похоже, не найдёт себе иных мест, кроме торговых центров. Ирина Елисеева, Novostroy.ru Источник: Novostroy.ru |